«Вторая годовщина образования Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России»
10.09.2009 11:44
В сентябре т.г. исполняется два года с момента образования в системе Пограничной службы ФСБ России Департамента береговой охраны.
Идея создания органов береговой охраны сформировалась, как объективно необходимый шаг и реализуется под непосредственным руководством первого заместителя директора ФСБ России – руководителя Пограничной службы генерала армии Проничева В.Е.
Россия относится к числу ведущих морских держав. Для экономической и социальной жизни России моря, омывающие побережье, играют одно из первостепенных ролей. Это обусловлено протяжённостью морского участка государственной границы России, которая составляет 38,8 тыс. км (63,5 % от общей протяжённости государственной границы), а также площадью континентального шельфа – 4,2 млн. кв. км, из которых 3,9 млн. кв. км перспективны для разработки углеводородных ресурсов.
В связи с существующими угрозами и необходимостью перехода к построению охраны государственной границы и защите экономических интересов России на морских направлениях в системе органов федеральной службы безопасности были созданы органы береговой охраны.
Первые два этапа Концепции (на период до 2010 года) формирования системы береговой охраны федеральной службы безопасности практически выполнены в полном объёме.
Формирование системы береговой охраны осуществлялось по территориальному принципу. Сегодня в составе Пограничной службы ФСБ России сформировано три управления береговой охраны: Черноморско-Азовское, Сахалинское и Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны.
На сегодняшний день основной целю Северо-Восточного пограничного управления было и остаётся обеспечение государственных интересов на участке ответственности, а значит создание благоприятных условий для деятельности законопослушных российских рыбаков.
Безусловно, проведённое реформирование, сказалось положительно на деятельности управления.
Существует прямая связь между повышением интенсивности использования сил и средств пограничным управлением и увеличением стада лососёвых и минтая, а также повышением мировых цен на рыбопродукцию поставляемую из России.
В 2008 году общий допустимый улов минтая составил 658,5 тыс. тонн, т.е. на 24,7 % больше, чем в 2007 году (в 2007 - 496 тыс. тонн). В этом году он увеличился ещё на 220 тыс. тонн и составил 821 тыс. тонн. В 2008 году был увеличен общий допустимый улов и на лосось, и составил 344 тыс. тонн, что на 48 % больше, чем в 2007 году (в 2007 – 179,7 тыс. тонн). В этом году, согласно данных научно-исследовательских институтов Росрыболовства, количество лосося, разрешённого к добыче составило, более 350 тыс. тонн.
На рынках Японии одна тонна минтая без головы в марте 2008 года стоила 1 305 долларов США, в марте 2009 года – 1 450 долларов. Тонна икры минтая в те же периоды стоила 12 и 14,5 тыс. долларов США соответственно по годам.
Однако, пограничное управление береговой охраны не рыболовецкое предприятие, а правоохранительный орган.
Проведённый анализ статистических показателей с сентября 2007 года, т.е. с момента создания Департамента береговой охраны ПС ФСБ России, который возглавляет генерал-полковник Труфанов Виктор Трофимович, по настоящее время, и с сентября 2005 года по сентябрь 2007 года показывает, что сумма штрафных санкций применённых к нарушителям природоохранного законодательства увеличилась практически в два раза. За прошедшие два года наложено штрафов на 613 млн. рублей, а за два года, предшествующие отчётному периоду на 321 млн. рублей.
В целом, оценивая состояние работы по реформированию и созданию нового облика охраны государственной границы и водных биологических ресурсов на участке ответственности СВПУ береговой охраны ФСБ России, необходимо отметить, что в рамках первых этапов строительства пограничных органов, пограничное управление и входящие в его состав подразделения функционируют, как органы береговой охраны, входящие в общую современную и эффективную систему противодействия угрозам безопасности в пограничной сфере на морских направлениях.