Прошел месяц, как пострадала Долина Гейзеров.
В отличие от вулканов, крабов, рыбы и красной икры – это сравнительно недавний бренд.
Географическое открытие гейзеров Татьяной Ивановной УСТИНОВОЙ в 1941 г. изменило отношение к Камчатке: из страны «огнедышащих гор», она превратилась в «край вулканов и гейзеров». Гейзеры были открыты в труднодоступном районе и к тому же на территории Кроноцкого заповедника, поэтому посещались единицами.
После очередного открытия заповедника в 1967 году ситуация резко изменилась. Количество экскурсантов стало измеряться тысячами и через долину прошел всесоюзный туристический маршрут.
В мире известно всего четыре гейзерных поля: в Исландии, Новой Зеландии, Иеллоустонском Парке (США) и на Камчатке. По высоте фонтанирования камчатские гейзеры уступают американским, но по мощности вряд ли. Например, гейзер Великан выбрасывает 20 тонн воды менее чем за одну минуту, а гейзер Грот – 60 тонн за одно извержение. Особенность камчатских гейзеров в их ландшафтном оформлении: они не создают впечатление выжженной земли, а вкраплены в мягкие зелёные цвета склонов. Центральная стенка или «витраж» поражает обилием красок. На сравнительно небольшом участке туристической тропы расположены и мелкие формы: гейзеры, кипящие и пульсирующие источники, грязевые котлы. Все это фырчит, кипит, практически под ногами, расцвечено всеми цветами радуги и расположено, как картины в музее: каждое термопроявление можно рассматривать отдельно.
К счастью, всё это сохранилось.
Каменная глыбо - обломочная масса, образовавшаяся из-за оползня отрога с высоты 791 метра, прошла 3.06.07 14:20 по долине ручья Водопадного, притока реки Гейзерная, образовала на ней насыпную плотину и как следствие подпрудное озеро.
В жутком сне нельзя себе представить, как за 2,5 минуты можно пропахать почти два километра и похоронить 30 – метровый водопад, незабываемый гейзер Факел, бьющий прямо из скалы, массажные ванны, в которых так необычно и приятно было купаться и многое другое. Всё стёрто и на площади около 1,5 км2 набросана куча глыб, камней и жидкой грязи.
Возможно, плотина была бы ниже, но на её пути встали естественные преграды в виде береговых экструзий, так называемые «Ворота», поэтому отложения дошли до слияния с рекой Шумная лишь небольшой мощностью. Этой мощности хватило, чтобы засыпать гейзер Первенец. Он был жив недолго. Через четыре дня уровень подпрудного озера достиг максимальной отметки и резко упал на 9 метров за 4 часа. За это время сформировалось новое русло Гейзерной с врезом в тело плотины на 8-10 м. Вынесенный материал отложился по берегам Шумной на расстоянии до 400 метров и навсегда похоронил гейзер Первенец под 5-метровым слоем отложений.
Странные чувства рождает природа. Когда стоишь на шлаковом конусе Большого Трещинного Толбачинского извержения, то самозабвенно пытаешься воспроизвести слушателям картину гигантской огненной свечи и совсем не жалко засыпанных много километровых оленьих пастбищ. А над погребённым гейзером Тройной только грусть и не уместность воспоминаний…
Теперь только слепой не увидит, что все склоны долины реки Гейзерная выполнены оползнями. Именно поэтому раньше было трудно выбрать место для строительства стационарной базы. С течением времени пообвыкли и сосредоточились на том, чтобы не нанести вред природе. Про то, что долина реки Гейзерной соответствует восточному борту вулкано-тектонической Узон-Гейзерной депрессии и представляет собой крутостенный каньон длиной около четырех километров забыли. И это правильно. Невозможно жить постоянно в страхе. Люди живут на сейсмоопасных территориях, в районах активного вулканизма, в областях подверженных наводнениям, селям, сходам снежных лавин и прочим природным явлениям. И всегда это, даже ожидаемое явление, происходит неожиданно. Судя по аэрофотоснимкам образование трещины отрыва произошло в период с 1973 по 1989 гг. Теперь остаётся ждать, когда ситуация стабилизируется.
Долина Гейзеров - бренд Камчатки. Она не исчезла, а стала, быть может, интересней. Появились новые штрихи в ландшафте – подпрудное озеро, отложения крупнейшего в исторический период наблюдений оползня на Камчатке. Да и долина ручья Водопадного со временем обещает стать весьма экзотичной, когда метеорные воды оформят сток, а термальные начнут формировать места выходов.
Будем надеяться, что следующий гигантский оползень созреет не скоро в нашем обычном, а не геологическом понимании времени.
А пока хотелось бы, чтобы озеро стало метра на два ниже и освободило гейзеры Большой и Малахитовый Грот. Гейзер Малый, сейчас находящийся на глубине 15 метров, мы вряд ли уже увидим…
Валерий ДРОЗНИН
ведущий научный сотрудник
лаборатории геодезии и дистанционных методов исследования
института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН
кандидат технических наук
«Заповедная территория», электронный вестник Проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Камчатки» № 29 от 10.07.07