В Федеральном собрании РФ вновь поднимают вопросы о статусе градообразующих предприятий
02.07.2007 08:23
Несмотря на ненастную погоду, захватившую власть на Камчатке, в прибрежных рыбацких поселках стоят по-настоящему «жаркие» дни. Здесь в самом разгаре подготовка к лососевой путине, когда, по словам рыбопромышленников, «зарабатываются деньги на весь предстоящий год». Вопрос только в том, кто их зарабатывает: компании, пришедшие на места лова с целью быстро получить «рубль на вложенную копейку», или же предприятия, стратегическая линия которых нацелена на полноправное и социально-ответственное участие в экономике региона, особенно в развитии и поддержании рыбацких территорий.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о статусе градообразующих предприятий. Ситуация осложняется тем, что представители правоохранительных органов, антимонопольной службы, государственной власти и прочих не могут прийти к согласию в определении и понимании критериев по отнесению рыбопромышленных компаний к градообразующим.
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили председателя комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды в Совете Федераций Виктора Орлова:
- К сожалению, стабильные и развивающиеся рыбодобывающие предприятия, способные взять на себя социальную ответственность за прибрежные рыбацкие поселки, порой страдают от невыносимо жестких условий, предъявляемых к компаниям, желающим носить статус градообразующих. Для примера могу сказать, что градообразующие предприятия в отраслях, не связанных с рыбохозяйственным комплексом, должны предоставлять рабочие места для 25% населения, работающего на всех предприятиях муниципалитета и выпускать 50% продукции от производимой на всей территории муниципального образования.
А вот для градообразующих компаний, занятых в сфере рыбной отрасли, предусмотрены очень жесткие условия. Здесь уже 50% населения поселка или села, с учетом работников предприятия и членов их семей, должно быть занято на предприятии, и объем производимой продукции должен составлять не менее 70%. Плюс ко всему предприятие должно работать только на своих судах, не имея права арендовать флот. Лично мне эта норма совершенно не понятна. Почему в рыбный год оно не может арендовать флот для бесперебойной и планомерной работы? Ведь это не означает, что компания уходит из поселка. А факт, что таким образом оно заработает больше денег и соответственно больше сможет вложить в развитие муниципалитета, налицо. И это еще не все. В налоговом кодексе значится, что к градообразующим относятся предприятия, которые имели пятилетнюю историю до 2002 года. Получается, что те фирмы, которые образовались, допустим, в 1999 году, успешные, осваивающие большие объемы биоресурсов, инвестирующие в экономику рыбацких поселков, не могут относиться к градообразующим.
В связи с этим у нас недостаточное количество градообразующих предприятий, способных на свои средства содержать муниципалитеты. К примеру, в Корякском автономном округе таких предприятий всего 6, хотя могло бы быть значительно больше. Ведь чем меньше предприниматели будут платить за пользование водными биологическими ресурсами, тем больше они затратят на развитие и поддержание поселков.
Мы уже подготовили поправки в Закон «О рыболовстве» и в налоговый кодекс, где нормы по отнесению предприятий к градообразующим несколько ослабляются. Правда опять-таки сохраняется норма в 50% от числа работающего населения, есть предложение перейти к 25%. Причем, речь будет идти о населении, работающем именно на предприятиях поселка, исключая бюджетников. Возможно, таким образом мы расширим круг градообразующих предприятий, в том числе для всего Тихоокеанского побережья. Это ведь очень важно. У нас тощие и нищие высокодотационные бюджеты.
И только благодаря тому, что предприниматели вкладывают средства предприятий в поддержание жизни поселков, люди не стремятся оттуда уехать. И каждый год, во время путины, рыбопромышленники приезжают не в заброшенные и разрушенные поселки, а в пусть и довольно медленно, постепенно, но все же развивающиеся территории. А самое главное, что появится четкий список критериев, который будет однозначно пониматься органами всех ветвей власти.