«Такого снегопада давно не помнят здешние места», — сетуют старожилы Камчатки. Две снежные бури, которые парализовали город в середине и в конце марта, еще раз доказали, какой непредсказуемой и, порой, коварной может быть камчатская весна. Разыгравшуюся не на шутку стихию многие камчатцы спокойно пережидали дома. Однако не могли остаться в стороне те люди, которые по призванию должны защищать людей в любую погоду — камчатские спасатели и пожарные.
О минувшем циклоне рассказал начальник пожарной части № 1 отряда Федеральной противопожарной службы по Камчатскому краю Александр Петров.
— Александр Юрьевич, как вы встретили непогоду?
— После пурги я объехал территорию и наблюдал картину того, что практически весь город не был отчищен, центральные дороги были в снегу. Да и все остальные дороги были занесены, сугробы достигали высоты полутора метров. Снега выпало очень много. Проблему для снегоочистительной техники составляло еще и то, что многие автомобилисты выехали на дороги и… застряли в сугробах.
— Довелось ли вашим подразделениям выезжать на экстренные вызовы, пока бушевала непогода?
— Да, в районе улицы Садовая загорелась баня размером 7 на 9 метров. Она была полностью засыпана снегом, подъезда к ней не было. Наши пожарные раскапывали, прокладывали дополнительные магистральные линии, чтобы доставить пожарные рукава к очагу возгорания и подать воду. Порой, в ситуациях с циклонами, приходится тянуть рукава на 500-600 метров. Но если бы возгорание произошло, предположим, в районе пятого или шестого километра, нам вряд ли бы помогла техника, тушили бы пожар вручную. В тех районах из-за резкого перепада высоты и сильной заснеженности улиц нет возможности не только подъехать на машине к жилым постройкам, но и протянуть пожарные рукава. А в частном секторе – тем более.
— «Небесная канцелярия» сильно осложнила жизнь и простых камчатцев, и экстренных служб. А были ли подготовлены ваши подразделения к сильному удару стихии?
— Стихия не пришла внезапно. Мы были предупреждены о надвигавшемся циклоне заранее, привели все подразделения в режим повышенной готовности, ввели резервную технику. Личный состав дежурил сутки через сутки, в отличие от штатных ситуаций, когда смена составляет сутки через трое. Также наши службы были задействованы в доставке людей по городу: использовали и снегоходы, и тяжелую технику, и гусеничный транспорт. Так, пожарные и спасатели дежурили вместе с врачами скорой помощи и в случае вызова в район, где еще не производилась очистка от снега, выезжали вместе с медиками на вызовы. Поселок Завойко, например, был отрезан от города полностью: единственная тринадцатикилометровая дорога, соединяющая Завойко и Петропавловск-Камчатский, была занесена снегом. Проезд по всем дорогам был разрешен только для служебного транспорта.
— В пургу многие люди просто не могли выйти из своих домов – их завалило. Да и многие работодатели подарили своим подчиненным выходной. А как же быть спасателям? Они ведь всегда должны быть на страже нашей безопасности.
— Наши сотрудники – тоже люди. Было такое, что наш диспетчер, живущий на втором этаже, позвонила и сообщила, что не может выйти из подъезда — он был полностью занесен снегом. Некоторые выбраться из дома смогли, но до работы не дошли: идти пешком сквозь снежный шторм из районов СРВ и Океанской было просто опасно. Самые находчивые сотрудники проявляли чудеса изобретательности: выбирались через балкон соседей, в то время как дверь подъезда не открывалась из-за сугроба — так рвались на работу. Я сам шел на работу пешком. Надо сказать, что для нашей службы преград нет: и в пургу, и в дождь, и в жару наши ребята выполняют свою работу на должном уровне. Для них не составит труда подежурить сутки сверх графика, выйти на работу в выходной день — люди понимают, что от этого зависит безопасность всех нас. И никакая пурга, даже две пурги подряд не изменят ситуацию.