Первый месяц нового 2012 года неожиданно стал «рубежным» для глав правительств всех центральноазиатских стран на постсоветском пространстве: каждый из них прошёл свою проверку на профпригодность. Отставок пока не случилось.
Легче других рубеж прошёл
казахстанский премьер-министр Карим Масимов. Согласование его должности на первой сессии вновь избранного национального парламента выглядело, скорее, как формальность. Хотя накануне эксперты называли целый ряд наиболее вероятных претендентов на премьерское кресло. Но, вероятно, Нурсултан Назарбаев не счёл возможным сменить успешного антикризисного менеджера накануне ожидаемой второй волны кризиса. Тем более, что темпы развития национальная экономика набрала нешуточные: 2011 год Казахстан закончил с показателем роста экономики в 7,5%. А в этом году британское агентство Ernst&Young опубликовало рейтинг самых быстрорастущих экономик в мире, где Казахстан - в тройке лидеров. Так что «декоративность» рассмотрения вопроса о доверии главе казахстанского правительства вполне заслуженная.
Кресло его узбекского коллеги Шавката Мирзиеева «качнуло» гораздо сильнее. «Помог» энергетический кризис в стране: всю зиму Убекистану катастрофически не хватает природного газа. Морозы при этом стоят необычайные. Стремясь выполнить свои обязательства по поставкам «голубого топлива» за рубеж, власти Узбекистана были вынуждены существенно ограничить объемы его внутреннего потребления, что привело к многочисленным веерным отключениям электроэнергии не только в провинции, но даже и в столице. Отставки правительства ожидали ещё в конце января. Но обсуждать её так и не стали. Есть мнение, что Ислам Каримов «отложил» это вопрос до более серьёзных проблем, которых ожидает уже в апреле.
В Кыргызстане недавно утвержденный на посту премьер-министра Омурбек Бабанов создал антикоррупционную служба ГКНБ, которая сначала вскрыла мошеннические схемы в национальной электрической компании, затем арестовала ряд менеджеров ЗАО «Альфа телеком». Местные СМИ говорили, что за обеими компаниями стоит Бабанов. Если это подтвердится - кыргызского премьера, скорее всего, ожидают серьёзные проблемы.
Вряд ли что-то изменится и в Таджикистане, хотя местной конституцией и предусмотрено переутверждение кабинета министров новым президентом. Мало кто сомневается, что переизбранный с результатом почти в 100% Гурбангулы Бермухамедов станет что-то менять в своём правительстве.