На Камчатке сертификат MSC пока не получила ни одна рыбная компания
12.05.2011 07:20
Ни одна камчатская компания не сертифицирована по стандартам MSC, в то время как сертификация постепенно превращается из экзотической новинки в обязательное условие присутствия на мировых рынках.
На Дальнем Востоке России по стандартам Морского попечительского совета (MSC) сертифицирована сахалинская компания «Гидрострой». Две камчатских компании – «Витязь-Авто» и «Дельта» находятся на этапе полной оценки по стандартам экологической ответственности. Между тем, за последний год на мировых рынках произошли серьезные изменения. Это подтвердила и отраслевая международная выставка «Seafood Expo», которая прошла в Брюсселе, столице Евросоюза, где продукцию с логотипом MSC представляли более 100 компаний со всего мира.
Сегодня тенденция к сертификации наметилась и среди стран, ранее демонстрировавших малую заинтересованность в получении сертификата. Синяя рыбка – логотип MSC – появилась на продуктах Японии, Вьетнама и Китая. Азиатские переработчики ощутили на себе давление со стороны покупателей – стран Евросоюза.
«Мои французские и немецкие покупатели потребовали от нас этот сертификат. У меня, по большому счету, не было выбора, ведь это основные мои рынки сбыта», - сказал на выставке руководитель отдела переработки крупной китайской компании «Джангзидао».
Как рассказали в пресс-службе Камчатcкого Берингийского экорегионального отделения WWF, на выставке в Брюсселе прошла встреча представителей WWF России и Морского попечительского совета, на которой MSC представил следующую статистику:
1.Сегодня более 250 рыбопромышленных компаний по всему миру вовлечены в процесс сертификации.
2. Ежегодный улов полностью сертифицированных компаний составляет 4 миллиона метрических тонн 65 видов рыбы.
«Мы имеем дело с глобальной рыночной цепочкой, где импульс – требование доказательства экологически ответственного подхода к добыче рыбы – поступил от самого последнего звена, то есть от рядовых покупателей», - сказал Анатолий Декштейн, координатор морской программы Камчатcкого Берингийского экорегионального отделения WWF.
Именно покупатели подтолкнули ритейлеров к поставкам сертифицированных морепродуктов на прилавки магазинов. Далее «вступил в реакцию» перерабатывающий сектор, основные силы которого сосредоточены в Японии и Китае. «Теперь, в соответствии с принципом домино, пришло время активной сертификации дальневосточных рыбных промыслов. Очень скоро азиатские переработчики, они же главные закупщики российской дальневосточной рыбы, предъявят эти требования к нашим отечественным поставщикам», - закончил свою мысль эксперт WWF.
Сегодня 1200 компаний-переработчиков в 74 странах мира производят около 9000 наименований продуктов, маркированных MSC. Экологически ответственный товарооборот оценивается в 2,5 миллиарда долларов ежегодно. Причем надо отметить, что в большинстве случаев сертифицированная рыба, представленная в европейских магазинах, стоит дороже продукции без сертификата.
Несмотря на воодушевляющую статистику, MSC, действующий в сфере экологической сертификации с 1999 года, ощутил необходимость пересмотра своих стратегий, особенно в отношении сложных и крайне специфичных рыбных промыслов, в том числе и российских. Особое внимание в новом пятилетнем плане развития сертификатор намерен уделить экологическому мониторингу компаний, находящихся на этапе оценки, а также промыслам с нехваткой научных данных о районах рыболовства.