Прокуратура на Камчатке проверила профилактику работы с малолетними преступниками
Wed, 02 Jun 2010 23:30:51
Прокуратурой Камчатского края проведена проверка организации органами системы профилактики работы с несовершеннолетними, совершившими преступления и общественно-опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
По результатам проверки выявлены системные упущения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Деятельность комиссий зачастую ограничивается рассмотрением административных дел в отношении несовершеннолетних и их родителей, функции по координации деятельности, связанной с оказанием социальной реабилитации и помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетним надлежащим образом не выполняются.
Разработка и реализация мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетних в большинстве муниципальных образований осуществляется без участия данного координирующего органа, в отсутствие системного планирования профилактический работы и контроля за реализацией профилактической деятельности, без оценки эффективности проводимой работы.
Разработка комплексных программ индивидуальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших преступления и общественно-опасные деяния по инициативе и под контролем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляется лишь в четырех муниципальных образованиях края.
Разработка программ и реализация комплексной реабилитационной работы с подростками зачастую осуществляется крайне несвоевременно.
В Усть-Большерецком муниципальном районе такие факты выявлены при разработке и утверждении двух из трех имеющихся программ. Комплексная социальная реабилитация несовершеннолетнего, 01.08.2008 поставленного на учет КДН начата спустя полтора года - 19.02.2010. Разработка и утверждение соответствующей реабилитационной программы другого несовершеннолетнего - по истечении почти года с момента его постановки на учет в комиссии.
В Вилючинском городском округе программы реабилитации разработаны лишь для половины несовершеннолетних, состоящих на учете за совершение преступлений и общественно-опасных деяний.
Содержание этих программ указывает на то, что они не ориентированы на комплексную социальную реабилитацию несовершеннолетнего, поскольку предусматривают проведение профилактической работы только одним субъектом профилактики - образовательным учреждением. Иные субъекты системы в реабилитационной работе не задействованы и участия в ней не принимают.
Аналогичная ситуация имеет место и в Петропавловск-Камчатском городском округе.
Комиссиями по делам несовершеннолетних не обеспечена координация деятельности социальных служб, учреждений образования, культуры, спорта в целях организации досуга несовершеннолетних, совершивших преступления и общественно-опасные деяния, привлечения их к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках и секциях.
Комиссии зачастую не привлекают к проведению индивидуальной профилактической работе органы и учреждения физической культуры и спорта.
В частности, государственные и муниципальные учреждения, расположенные на территории краевого центра, в рамках основной образовательной деятельности в такой работе не задействованы. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий подростками, состоящими на учете, осуществляется исключительно на платной основе.
Нарушения комиссиями действующего федерального законодательства и законодательства Камчатского края, приводит к усугублению криминогенной ситуации в подростковой среде, в том числе криминализации несовершеннолетних, уже состоящих на профилактическом учете.
01.06.2010 прокуратурой края заместителю председателя Правительства Камчатского края – Председателю Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатском крае внесено представление с требованием о принятии конкретных мер к устранению нарушений действующего федерального законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также причин и условий им способствующих.