Суд признал незаконной доставку квитанций Фонда капремонта Камчатки
Fri, 02 Aug 2019 08:46:22
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в арбитражный суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края, федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" о признании недействительными договора на доставку извещений-квитанций от 22.04.2014 и дополнительного соглашения к нему от 01.03.2017, полагая, что пролонгация договора и заключение дополнительного соглашения к нему по существу направлены на заключение нового договора в обход установленной Правительством Российской Федерации процедуры закупки услуг региональным оператором и норм Закона о контрактной системе.
Как отмечают в арбитражном суде региона, судом установлено, что 22.04.2014 между ФКР (Заказчик) и ФГУП "Почта России" (Исполнитель) заключен договор на доставку извещений-квитанций, в котором сторонами предусмотрено, что договор считается пролонгированным на каждый последующий календарный год и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон договора не заявит о его прекращении, изменении либо заключении нового договора. Далее, 01.03.2017 ответчиками подписано дополнительное соглашение к договору об изменении его цены.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества МКД в Камчатском крае создана специализированная некоммерческая организация - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края, к функциям которой относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 закупки региональным оператором товаров, работ, услуг осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ).
Вместе с тем, спорный договор хоть и заключен в 2014 году, но был пролонгирован, то есть начал действовать для сторон в качестве нового договора. Соответственно, с учетом положений Постановления № 615, применяемого с 14.10.2016, очередная пролонгация договора на 2017, 2018 и 2019 годы и заключение дополнительного соглашения от 01.03.2017 должны были быть осуществлены путем использования предусмотренных Законом № 44-ФЗ способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В Законе № 44-ФЗ содержится явно выраженный направленный на противодействие злоупотреблениям в сфере закупок запрет на заключение сделок в обход предусмотренных конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц - потенциальных участников торгов, а также правила формирования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, соблюдение которых призвано обеспечить эффективность, результативность осуществления закупок товаров, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Таким образом, установив, что действие договора от 22.04.2014 пролонгировано на 2017, 2018 и 2019 года без учета требований Постановления № 615 и Закона № 44-ФЗ, а 01.03.2017 ответчиками заключено дополнительное соглашение, изменяющее цену договора, без проведения закупки конкурентным способом, что свидетельствует о нарушении принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, установленных Законом N 44-ФЗ, суд признал спорный договор и дополнительное соглашение к нему недействительными (ничтожными).
Выводы Арбитражного суда Камчатского края поддержаны судом апелляционной инстанции.