На что инвалиды имеют право: еще раз о ситуации в Елизовском доме-интернате
Wed, 24 Dec 2014 11:59:51
«Мы, проживающие в Елизовском доме-интернате для престарелых и инвалидов, просим обратить внимание на творящийся беспредел!Нас хотят на незаконных основаниях переселить в Паратунский дом-интернат!" Так начиналось письмо в газету. А далее перечислялись доводы против переселения, главные из которых – отсутствие туалетов в паратунских комнатах и большая отдалённость от Елизово.
- У нас в Ягодном два учреждения в одном здании – Елизовский интернат для психически больных на 175 человек и подразделение Паратунского дома-интерната на 75 койкомест, – пояснила министр социального развития края Инесса КОЙРОВИЧ. – В 2013 году правительство края под руководством губернатора Владимира Илюхина (член Президиума регионального Политсовета паратии «Единая Россия») приняло решение объединить интернат для престарелых и инвалидов в один комплекс – в курортной зоне Паратунки, где на семи гектарах – 4 двухэтажных корпуса, рассчитанные на 40 человек каждый. Конечно, это дальше от Елизова. Но в автопарке комплекса – девять автомобилей, в том числе скорая помощь, автобус со специальным подъёмником для колясочников. Транспорт предоставляется проживающим по заявлениям. Причина переселения и в том, что Минтруда России обязывает нас ликвидировать очерёдность в дома-интернаты. А у нас очередь в интернат для психически больных достигла уже 150 человек. И каждый такой случай – это человеческая трагедия, особенно, если нет родственников. Инвалидность по психическим заболеваниям у нас растёт из года в год. Мы побывали для начала в Паратунке. Белый снег, расчищенные дорожки, большая территория, светлые корпуса. Внутрь заходили с опаской: всё-таки престарелые, лежачие… Но увидели уют и чистоту. Цветы, ковры, телевизоры, библиотека. Никакого запаха - везде ионизаторы воздуха и специальные лампы. Для лежачих больных – функциональные кровати с пультовым управлением, осмотр врача – ежедневно. Купают два раза в неделю. Правда, столовая расположена в первом корпусе, в остальных – буфетные, куда доставляют обеды, чтобы потом разнести по палатам для неходячих постояльцев. Туалетов по два на этаже. На две комнаты «ходячих» – шесть человек – три кабинки. А по СанПиНу положен один туалет на 10 проживающих, так что в этом плане нормы соблюдены. Хотя до туалета всё же надо дойти или доехать на коляске. В столовой и палатах удалось пообщаться с некоторыми из проживающих. 23-летний Лёша владеет компьютером, здесь же и работает – дворником. А ещё – вышивает, танцует хип-хоп и поёт, участвует в концертах. Поступил он сюда из Елизовского детского дома-интерната в 2010 году. Владимир Васильевич, экс-капитан дальнего плавания, живёт здесь уже 10 лет. Он, несмотря на титановые протезы в обоих коленях, тренирует группу боксёров в ДЮСШ. В интернате и жену себе нашёл – Нину Алексеевну, живут вместе.
- Может, вам чего-то не хватает? - Нет, что вы! Всё устраивает, очень комфортно жить. Бываем на прогулках, в музее, в театре – вывозят нас везде!
…На следующий день была поездка к мятежным елизовчанам. Они ждали корреспондента.
- Почему всё решили без нас? Почему обошли стороной? Просто поставили перед фактом, что до конца этого года все перейдут в Паратунку! А я туда не хочу! - Нам сказали – надо освободить место для психических. Мы что – люди второго сорта? - Иногда хочется вкусненького, не то, что в столовой дают. Например, пиццу заказать. А там? Никто в такую даль не поедет! - Почему бы не сделать наоборот? Психических – туда, а сюда – простых престарелых и инвалидов?
…В ходе разговора выяснилась и пикантная подробность – почти у каждого митингующего есть задолженность перед учреждением. Стационарное социальное обслуживание предусматривает фиксированную сумму оплаты, которую проживающие в соответствии с заключённым договором вносят самостоятельно. Это в среднем чуть больше 11 тыс. руб. в месяц, но не более 75 % от пенсии. Задолженность у не- которых «бунтарей» перевалила за 100 тысяч.
- Мы все проблемы пытаемся решить мирным путём, – устало говорит Галина БАРАНОВА, руководитель дома-интерната. – Поэтому всех выслушиваем, со всеми договариваемся. И насильно в Паратунку переселять никого не станем – будем искать варианты.
По материалам «АиФ-Камчатка», № 50 от 10 декабря 2014 года