Снежный баран нуждается в защите, - считают ученые природного парка «Вулканы Камчатки»
Thu, 08 Nov 2012 22:09:23
Инспектор Ключевского природного парка Игорь Снитко обработал сводные результаты мониторинга группировки снежного барана (толсторога) на территории Ключевской группы вулканов по результатам наземных учётов, проведённых им в октябре 2012 года. Как рассказали в пресс-службе парка «Вулканы Камчатки», определение численности снежных баранов проводилось на трёх наиболее известных участках их проживания.
Результатом этих учётных работ, по мнению Игоря Снитко, можно считать то, что «наличие животных диктует необходимость дальнейшего изучения миграций животного на территории Ключевского природного парка, а также следует говорить о дальнейшем изучении влияния на динамику численности стад снежного барана экологических и техногенных факторов. Кроме того, очень важно усилить контроль за участками парка, на которых имеются подъездные пути, во избежание браконьерской охоты не только на снежного барана, но также на лося и медведя.»
Как отмечает руководитель группы мониторинга природного парка «Вулканы Камчатки» Александр Королёв, «в настоящее время в ряде мест парка снежный баран (толсторог) стал редким видом. 6 лет назад сотрудники парка начали проводить систематические учёты популяции снежных баранов в районе мыса Налычева: проводились определение численности группировок и их половозрастной структуры, осуществлялся сбор данных по антропогенному влиянию на эту популяцию. И сейчас на территории Налычевского мыса силами инспектора Валерия Скоморохова ежегодно проводятся наземные учёты численности животных. То, что сейчас стали поступать данные из Ключевского парка, позволит создать сравнительную картину состояния популяций по двум ландшафтно разным кластерам парка.»
Необходимо отметить, что снежный баран – один из объектов животного мира, который издавна использовался человеком для получения мяса и шкур, а в последнее время – и черепов в качестве охотничьих трофеев. Но, как отмечают в своей работе «Снежный баран Камчатки» В. И. Филь и В. И. Мосолов, подобные увлечения современного человека с его возросшими техническими возможностями истребления и преследования, могут привести к быстрому уничтожению животных во многих традиционных местах их обитания.
Александр Королёв вспоминает: «В 1970-80-е годы прошлого века вертолётная доступность пастбищ была высокой. Но до начала 1990-х об экологии и антропогенном воздействии не очень-то задумывались. То, что сейчас от тогдашних стад остались сейчас жалкие крохи, наглядно демонстрирует то, что численность популяций к моменту создания природных парков с их режимом охраны уже была сильно подорвана. Мясо снежного барана считалось излюбленной пищей у оленеводов, и за одну только ногу снежного барана они могли отдать целого оленя. Опять же, ещё в 1998 году в районе Срединного хребта на территории нынешнего Быстринского парка можно было наблюдать одновременно до 60 баранов.»
Многочисленные наблюдения за снежными баранами позволяют предположить, что они населяют, в основном, горные районы из-за того, что там у них есть возможность спасаться от естественных врагов – медведей и волков. Теперь к естественным врагам смело можно причислить и человека. И если в летнее время в горные районы добраться на квадроцикле сложно, то в зимнее время на снегоходе это не представляет проблемы. Тем более, что присутствие представителей природоохранных ведомств в зимний период на территориях обитания снежных баранов практически сведено к минимуму. Это связано не в последнюю очередь с неразвитостью инфраструктуры и невозможностью инспекторов круглогодично контролировать территорию.
Снежные бараны обитают на всех четырёх территориях, входящих в состав природного парка «Вулканы Камчатки», но самая уязвимая группировка находится на территории Южно-Камчатского парка.
Кроме того, «сохранение устойчиво развивающихся популяций этого вида животных на территории природных парков Камчатки сопряжено со значительными трудностями, - считает директор парка Виктор Комаров, - потому что, в отличие от заповедников, парки более открыты и уязвимы. Мы стараемся проводить разъяснительные беседы с охотпользователями, но, к сожалению, сознательность людей пока ещё оставляет желать лучшего. Перед нами же, как перед учреждением, прежде всего, природоохранным, стоит задача не только изучения снежного барана, сколько охраны его от несанкционированного вмешательства человека в его среду обитания. И мы, понимая важность этой задачи, ставим своей целью всестороннее изучение динамики стад и путей миграций, чтобы на основании этих данных повысить качество охраны этого вида.»