Сезон охоты на некоммерческих ведьм: инквизиция возвращается?
Tue, 10 Jul 2012 20:54:07 | Автор: Елена Работина
Депутатам Государственной Думы не дают спать спокойно стратегические скелеты в закромах родины. На днях Государственная Дума в очередной раз «отожгла». В рамках поддержания конституционного строя в первом чтении был принят законопроект № 102766-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Сразу напрягает то, что законопроект находится в тематическом блоке «Государственное строительство и конституционные права граждан».
Сам чёрт не разберёт, но мы всё-таки попробуем.
Государство у нас, как известно, нищее. То есть, не в том смысле, что мы уже всю нефть «загнали» Западной Европе и теперь последним лаптем позавчерашние щи дохлёбываем. Зарплаты высших чиновников у нас пока ещё по темпам роста опережают инфляцию, а торговые центры размножаются быстрее раковых клеток. Но на пресловутый «третий сектор» (неотъемлемый общественный институт любой развитой страны, претендующей на демократические преобразования и построение гражданского общества) денег нет. То есть, теоретически, в прежней редакции закона о некоммерческих организациях, таковым организациям было дозволено, условно говоря, просить грантовую милостыню.
Отступая от темы, заметим, что за последние 20 лет государство так и не смогло родить ни одной национальной идеи. Даже образ врага – и тот как-то всё не лепился. Сначала боролись с коррупцией, потом - с олигархами, на фоне этого боролись с терроризмом, но как-то на всех фронтах «борцов» где просто теснили, а где и откровенно посылали по известному адресу. И тогда законодатели решили «пойти лошадью» и собрать всю свою классовую ненависть в одном законе. А козлом отпущения сделать НКО в лучших традициях средневековой борьбы с ересью. Этакая «охота на ведьм», замаскированная под борьбу с финансовым инакомыслием. В роли инквизиторов-загонщиков – целый перечень думских депутатов, в первых рядах – «народная избранница Камчатки» Ирина Яровая.
Представители ведущих российских НКО, естественно, выразили сперва недоумение, а после –совершенно справедливое возмущение такой постановкой вопроса. И написали открытое письмо, в котором честно и откровенно высказали то, что они думают по поводу этой депутатской инициативы. Необходимо отметить, что в случае принятия законопроекта клеймо «иностранного агента» (со всеми вытекающими…) будет поставлено НА КАЖДОЙ некоммерческой организации, независимо от сферы деятельности, если когда-нибудь она получала средства, источник которых находился за пределами России. При этом надо иметь в виду, что под крайне расплывчатую формулировку «политическая деятельность» попадает практически любое телодвижение НКО. И теперь в любой из них теоретически можно будет устраивать генеральную репетицию еврейского погрома.
В существующей редакции законопроект вводит россиян в заблуждение. И, кстати, в случае его принятия объявлять себя иностранными агентами с полным правом смогут многие университеты, чьи студенты и профессура работают по грантовым программам, научное сообщество, общины коренных народов. Про природоохранные организации и говорить нечего – их уже давно записали во врагов народа, до разработки законопроекта. И многие методы, прописанные в новом законопроекте, апробировались именно на них.
Теперь попробуем посмотреть, кому же выгодно, чтобы этот законопроект превратился в закон?
Если внимательно просмотреть пояснительную записку к законопроекту, видно, что он подготовлен «с целью обеспечения открытости и публичности деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента и направлен на организацию должного общественного (!) контроля за работой НКО, осуществляющих политическую деятельность на территории РФ». Что же понимается под «политической деятельностью»? И вот тут мы сталкиваемся с тем, что в означенном законопроекте это понятие господами разработчиками не детализируется. Согласно же политологическому словарю, политическая деятельность, - это «понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое». Между тем, слово «политика» сейчас не используется, наверное, только при маркировке консервных банок, – существует политика экономическая, экологическая, социальная, внутренняя, внешняя, корпоративная, информационная и т.д. Какую конкретно «политику» имели в виду разработчики законопроекта? Наверное, БОЛЬШУЮ, ту, в которую сами играют. Однако, возвращаемся к Пояснительной записке. «Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признаётся участвующей в политической деятельности, если независимо от целей и задач, указанных в её учредительных документах, она участвует в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений направленных на изменение проводимой ими государственной политики…». А если государственная политика ведёт к ухудшению условий существования людей и противоречит конституции, - это нормально? А с точки зрения среднего обывателя, а не депутата от правящей партии? Если государственная политика на сегодня – это экологический терроризм и социальный геноцид в угоду мифической «экономической политике»? Какое гражданское общество мы пытаемся построить в условиях прогрессивной диктатуры на фоне тотальной юридической безграмотности как населения, так и законодателей?! Вы правильно поняли: это должно быть общество баранов (с мозгами в той же пропорции), которые должны безропотно идти на скотобойню, потому что так хозяин велел. И нечего баранам указывать хозяину, как их пасти и содержать! И с буржуинскими баранами общаться тоже нельзя, а то проникнутся идеями модернизации пастбища и начнут требовать электрификации загона, квалифицированного пастуха и начнут высчитывать дневную калорийность кормов, а это уже никакая аграрная политика не перенесёт. Впрочем, мы отвлеклись.
Кому выгодно принятие этого законопроекта, совершенно понятно: борцам с экстремизмом и терроризмом, которым никак не удаётся справиться с неугодными, из-за чего никак не удаётся похвалить себя за то, что «в Багдаде всё спокойно». Для этого, кстати, помимо прочего, возрождается старый добрый инструмент стукачества имени Павлика Морозова. Так, новым законом предполагается «возможность проведения внеплановой проверки НКО, выполняющей функции иностранного агента, в том числе при поступлении в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, сообщений СМИ о фактах, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма…». Как и в случае с «политикой», под определение «экстремизма» можно при желании (а оно у специально уполномоченных товарищей всегда наличествует) подогнать что угодно. От деятельности «Хранителей радуги» и митингов в защиту Ходорковского до занятий по безопасности жизнедеятельности и опытов на уроках химии. Кстати, последнее уже можно отнести даже не к экстремизму, а к терроризму. Вспомните один из самых первых опытов по получению водорода! Оппенгеймер в своё время доэкспериментировался до создания водородной бомбы...
А суть в том, что государство хочет единолично командовать умами в том убогом варианте, в котором рисуется в целом генеральная линия партии. Как при КПСС было. Тем более, что мощная идеологическая машина КПСС как раз и создавалась путём борьбы с инакомыслящими. С учётом того, что планируются дополнения и изменения также и к Уголовному Кодексу, надо предполагать, что та самая 57-я, «политическая» статья, благодаря которой лагеря устойчиво наполнялись интеллигенцией, будет возрождена вместе с общественным институтом стукачества на благо благодарному быдлу.
Таким образом, механизм исполнения закона, следуя его внутренней логике, будет карательным. Холокост так холокост.
Между тем, информационные агентства сообщают о том, что российская оппозиция готовит дополнение к так называемому «списку Магнитского» - в этот перечень предлагается включать силовиков, судей и чиновников, ответственных за преследование людей. Уже открыто говорят о том, что оппозиция может предложить дополнить «Список…» также фамилиями депутатов Госдумы, проголосовавших за принятие драконовских законопроектов о штрафах за участие в митингах и об НКО. Например, Ирины Яровой…
Как бы не пришлось Ирине Анатольевне напороться на то, за что она так боролась, и стоять в несвежих лохмотьях перед входом в камчатский Бартон-парк, умильно произнося загодя отрепетированную (по Ильфу и Петрову) классическую фразу: «Господа, подайте бывшему депутату Государственной Думы!» - Messieurs, je ne mangeais pas six jours…( Киса Воробьянинов, «12 стульев»).