В июле-августе на территории всех четырёх кластеров природного парка «Вулканы Камчатки» ежегодно проводится плановый учёт черношапочных сурков, которые являются индикатором состояния горных экосистем и оказывают существенное влияние на микрорельеф и почвенно-растительный покров территорий обитания.
Как рассказали в пресс-службе парка, в процессе планового рейда, проведённого в первой половине июля инспектором парка Александром Биченко в Ключевском кластере парка, в районе Толбачинского перевала были обнаружены новые, ранее неизвестные, поселения черношапочных сурков. Было установлено, что все старые лавовые потоки, ведущие от Толбачинского перевала к кратеру «Марс», перевалу Плотина и территория вдоль ручья Размывочного (общей площадью около 7 км2) заселена колониями черношапочных сурков.
Сурки издавна интересовали человека. Упоминания об этих грызунах известны в самых ранних описаниях природы Азии, Европы и Северной Америки. Обладая ценным мехом, целебным, высококачественным жиром и вкусным мясом, эти животные всегда служили объектом охотничьего промысла. В настоящее время известно три ныне живущих подвида черношапочного сурка – камчатский, якутский и байкальский. На Камчатке обитает камчатский подвид Marmota camtschatica camtschatica (Каталог млекопитающих СССР, 1981). Этот сурок отличается одноцветной черной или черно-бурой «шапочкой» на голове, продолжающейся назад, за передний край ушей. По размерам тела это один из крупных сурков в фауне России.
Местообитания черношапочного сурка расположены, как правило, выше границы распространения лесной растительности, в горно-тундровом поясе. «Семейный участок» сурков, как правило, включает в себя альпийские луга с сочной богатой белком растительностью, обеспечивающей качественный корм до середины сентября (практически до залегания зверьков в спячку) и каменные россыпи, в которых сурки устраивают большинство летних и защитных нор. Временными убежищами могут являться также и любые расщелины между валунами, которыми сурки пользуются довольно часто.
Черношапочный сурок является семейно-колониальным животным. Число особей в семье варьирует от 2 до 22. Большие (“старые”) семьи могут состоять из 5-6 взрослых особей, 3-4 особей в возрасте 1-2 года и нескольких выводков по 3-6 молодых сурков.
Специалисты группы мониторинга природного парка «Вулканы Камчатки» при наблюдениях используют сочетание периодического картирования крупных поселений с ежегодными учетами в модельных поселениях. Картирование осуществляется путем обследования населяемых сурком местообитаний с регистрацией всех крупных поселений, границы которых наносятся на крупномасштабную схему. Определение координат колонии и картирование ее границ осуществляется с помощью GPS. По словам руководителя группы мониторинга КГУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» Александра Королёва, для каждого поселения проводится полный или выборочный (в зависимости от площади) учет семей сурков.
За семью принимается группа зверей, сбегающихся к одной норе при приближении наблюдателя. Учёт проводится при посещении модельных поселений, путем визуальных наблюдений с помощью бинокля из естественного укрытия или заранее (за 2-3 дня до начала учета) установленной засидки, расположенных на расстоянии 100-150 м от жилых нор. Определяют количество семей и их возрастной состав по числу животных, одновременно находящихся на поверхности.
Учет может проводиться не на всей колонии, а лишь на определенных ее участках (площадках), с последующей экстраполяцией данных. Для этого определяется общая площадь поселения и площадь участков, находящихся под наблюдением.
Кроме семей, у сурков образуются более крупные объединения — колонии с общинным использованием участка и мирным взаимоотношением между соседями. Крик сурков, очень громкий и резкий (слышимый более чем за полкилометра), у этого вида всегда двусложный, немного хрипловатое «кви-квить» у взрослых и «фить-филты» у молодых.
Слух сурка развит слабее, чем зрение. Поэтому в сигнале криком выражается только первая информация окружающим, означающая нечто вроде «внимание!». Главные же сигналы воспринимаются зрительно. Человека сурок видит метров за 300 - 400. Важны в жизни сурков наблюдательные пункты, с которых широко просматривается местность.
Ими служат чаще всего крупная глыба камня, уступ скалы или же площадка у норы, если она расположена на вершине бугра. Камни — наблюдательные пункты — хорошо заметны по отсутствию на них лишайников (стерты лапами), по некоторой сглаженности и даже глянцевитости поверхности. Поблизости, как правило, находятся и убежища.
Надежные наблюдательные пункты зачастую определяют и размеры «семейной» территории. Хорошо видимый с разных точек участка, сидящий в спокойной позе сурок-«сторож» создает благоприятную обстановку в семье или колонии, позволяет зверькам, не опасаясь хищников, удаляться от убежища и лучше кормиться.
Основным фактором, влияющим на снижение численности камчатского черношапочного сурка, является влияние человека - охота, выпас домашних северных оленей и строительство промышленных объектов в местах обитания сурков.