Wed, 18 May 2011 17:26:38 | Автор: Анжелика Гардова
Для обитателей «мест не столь отдаленных…» приезд человека с «воли» всегда событие. Единственный на Камчатке карикатурист Денис Лопатин согласился привезти в «зону» экспозицию новых работ. Идея показать вернисаж людям в неволи, родилась у друзей мастера – журналистов. И с благословления самого главного начальника камчатского УФСИН передвижная выставка отправилась по этапу: ИК-5, СИЗО, ИК-6.
«Надрыв шаблона» - так называется собрание новых 50-ти полотен мастера – шаржи известных персон. Из под пера художника вышли причудливые образы Никиты Михалкова и Федора Бондарчука, Владимира Познера и Ивана Урганта. В стиле гротеска выполнен «Ленин в гробу», голова киборга Феликса Дзержинского, и Фидель Кастро внимающий духу Че Гевары. Впечатляет образ балерины - «Черного лебедя» из одноименного блокбастера, на шее которой сжимаются руки завистницы. Эта работа Дениса несколько недель после премьеры фильма в марте 2011 года занимала первые строчки в Топе на Facebook.
Увидеть творения мастера и даже пообщаться с ним - о таком осужденные могли только мечтать. 1200 зеков, отбывающих наказание в лагере строгого режима ИК-6, скорее всего, были не готовы к подобным встречам и от неожиданности даже растерялись. Восторженные междометия, сменились затянувшейся паузой. Желание общаться победило и через несколько минут арестанты пошли на контакт. Знакомство состоялось, начался диалог. Люди отвыкли беседовать с теми, кто пришел «оттуда». Вернисажи явно не входят в сферу интересов большинства зеков. И все равно эти несколько минут, проведенные рядом с художником, для них становятся глотком чистой воды. Свежие краски и образы разбавили монотонное существование людей, изолированных от общества.
Многие сидят не в первый раз и долгие по нынешним меркам - 15-20 лет, им предстоит провести за колючей проволокой. Они не сразу узнают на портретах известных людей и популярных героев. Сказывается невысокий интеллектуальный уровень «среднего» сидельца. У него, скорее всего, нет даже полного среднего образования и профессии. Только здесь они задумываются об учебе и получении профессии – учатся в школе, профтехучилище, или дистанционно обучаются в университете. Последних единицы.
Информационный вакуум доделывает свое дело. Отбывание наказания в России не предусматривает использование сотовой связи и общение в Интернете. Телевизор присутствует в ограниченном количестве. Кто же они: в силу обстоятельств загремевшие на нары или патологические преступники, которым место только в тюрьме?
«Покурил», - так говорят про того, кто сидит за наркотики. В силу изолированности Камчатки, зачастую это действительно только легализованная в Европе марихуана, но есть люди, освоившие наркобизнес во всех его проявлениях: марихуана, «винт», героин и по нарастающей. Один из них признался в разговоре с Денисом Лопатиным, что любил рисовать под «кайфом». Мол, многие великие не без греха и употребляют для вдохновения. Денис не соглашается с подобными воззрениями, ведь он художник, что называется от Бога и в стимуляторах не нуждается.
«Мы – в восторге!», - говорят благодарные посетители. И в ту же секунду одна из работ снимается со стены и оказывается в руках осужденного. Он держит ее и заглядывает в глаза художнику, в надежде получить эксклюзивный подарок. Такого на «нормальных» выставках, не происходит. Художник на секунду теряется и неожиданно соглашается. Внештатную ситуацию виртуозно «разруливает» тезка мастера. Денис Виноградов - один из руководителей колонии, корректно пресекает все попытки местных «мастеров художественного слова» уговорить гостя презентовать картину. Очень уж им понравился портрет зеленого человечка - главного джедая Йоды с депутатским значком на лацкане, - только и успел оправдаться проситель.
Зато «развести» художника на собственный портрет удалось молодому парню, который «сидит» за убийство. Срок – 10 лет. Считай, лучшие годы проведет за колючей проволокой. Портрет получился на славу, правда, по мнению «модели», художник прибавил ему годков. Наверное, он изобразил парня спустя это десятилетие – с холста наш герой улыбается.
Уже весь лагерь побывал на вернисаже и выставка закрывается. Довольные от увиденного обитатели «зоны» расходятся по общежитиям, художник собирает полотна и отправляется в обратный путь, домой. Он увозит с собой многочисленные слова благодарности и пожелания дальнейших творческих успехов. А еще недоумение - поклонники-колонисты очень уж настойчиво просили телефон и адрес мастера. С подобными вопросами на «воле» как правило, не обращаются.