Кому на Камчатке жить хорошо? К полуострову присосались чиновники, депутаты и силовики
Wed, 11 May 2011 16:02:03 | Автор: Владимир ХИТРОВ
Камчатку давно и справедливо считают глубоко депрессивным регионом с плохо развитой промышленностью и низким уровнем жизни. В виде субвенций и дотаций из федерального бюджета сюда ежегодно вкачивают многие миллиарды рублей. Расходятся эти деньги быстро и незаметно. Но большинство населения всё равно живёт бедно. Однако есть люди, которые и в запущенном крае умудряются преуспевать. Их не так уж и мало. И на Камчатке они многим известны…
Лидер местных «единороссов», а по совместительству председатель краевого Законодательного собрания Борис Невзоров, судя по его декларации, получил в минувшем сезоне 3 миллиона 117 тысяч рублей. Не так уж много для крупной политической фигуры регионального масштаба. Жить и работать главному камчатскому «медведю» помогает жена. Её годовой доход – более 24 миллионов рублей – является хорошим подспорьем для семейного бюджета. Чета Невзоровых проживает в особняке в элитном районе Петропавловска на улице Берёзовая. Супруги владеют земельными угодьями в Подмосковье, а также домами, квартирами, акциями, снегоходами, автомобилем «Лексус» и много чем ещё.
Заместитель Невзорова в камчатском парламенте Роман Гранатов официально заработал в 2010 году более четырёх миллионов рублей, а его супруга ничего не заработала. Однако депутатские доходы позволяют Гранатовым содержать обширное хозяйство. Им принадлежит около гектара земли, доли в административных зданиях, три коттеджа (общей площадью 1300 кв. м), квартира в Москве (109 кв. м), автомобили – БMВ X6; «Тойота Лексус» и «Хаммер H 1», а также катер, лодка-глиссер и несколько снегоходов.
Стараются не отставать от руководителей и простые камчатские депутаты. Многие из них трудятся в парламенте на не освобожденной основе, поэтому сведения о доходах в этом году они афишировать не стали. Нам пришлось воспользоваться немного устаревшими данными. Но и они впечатляют. Не будем переводить бумагу на перечисление многомиллионных депутатских заработков, а также домов, квартир и акций. Этого добра с лихвой хватает почти у всех камчатских слуг народа. Но некоторым из них удалось выделиться даже на таком фоне. Самый достойный из парламентариев (так в Заксобрании называют нового сенатора от Камчатки Валерия Пономарёва) обладает, судя по всему, самым изысканным автопарком. Накануне последних выборов в Законодательное собрание ему принадлежали четыре машины – «Бентли Арнаж R», «Бентли Континенталь GT», «Феррари F430» и «Порше Кайен Турбо». Коллега Пономарёва Василий Полукаров владел двумя «Бентли» и «Мерседесом». Просто два «Мерседеса» засветил в декларации депутат Игорь Евтушок. Поговаривают, что эти трое не так давно приобрели в складчину роскошную яхту. На ее борту в тёплых морях они теперь и обсуждают – как им обустроить Камчатку...
А вот депутат Александр Иванчей личной машины не имеет. Из движимого имущества в его собственности до недавнего времени находился только вертолёт Ми-2. И всё...
С депутатами, впрочем, ситуация более или менее понятна. В региональном Законодательном собрании с 2007 года заседает высший свет камчатского бизнеса. Миллионеры, среди которых преобладают рыбопромышленники, дружно прошли в парламент по спискам партии «Единая Россия».
Однако на Камчатке хорошо живут не только депутаты, чей бизнес связан с добычей биоресурсов. Но и чиновники, которые эти ресурсы контролируют и охраняют. Например, руководитель Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Евгений Широков построил дворец с видом на Авачинскую бухту (одну из красивейших заводей мира). Бывший начальник камчатского отделения Россельхознадзора Сергей Доморацкий проживает в трёхэтажном особняке на улице Берёзовая по соседству с главным «единороссом». Неподалеку раскинулось «поместье» отставного генерала ФСБ Евгения Лаухина. Мы внимательно изучили официальные биографии господ Широкова, Доморацкого и Лаухина. В них не написано, что они когда-нибудь занимались бизнесом. Всю свою жизнь эти люди посвятили государевой службе, охране ресурсов, ловле шпионов. Нам теперь остаётся только догадываться – то ли государство с ними так щедро расплатилось, то ли они годами недоедали, откладывали деньги с каждого жалования, чтобы накопить на покупку дворцов?
К слову, многие сотрудники правоохранительных ведомств живут на полуострове вполне достойно. Прокурор Петропавловска Сергей Волосюк ездит по городу на чёрном «Хаммере». Прокурорские работники рангом ниже и машины покупают скромнее - в основном «Лексусы» или «Тойоты Ленд Крузер». Им не уступают чекисты, таможенники, пограничники. На их служебные стоянки приятно смотреть. Там всегда много новых и дорогих автомобилей.
Самые обделенные из силовиков – полицейские. В УВД платят меньше, чем в других структурах. Но наиболее предприимчивые из стражей порядка не отчаиваются по этому поводу – они, как говорят, берут своё, крышуя браконьерские рыбалки в прибрежных посёлках.
Отдельную высокодоходную и неприкасаемую касту составляют судьи. Заработки людей в чёрных мантиях зашкаливают за два миллиона рублей в год, руководители судейского корпуса имеют официальный доход в три-четыре-пять миллионов.
Надо ли говорить, что камчатские силовики обладают полным набором социальных льгот. Отпуска у них по 60-65 дней в году, проезд по России, а порой и по всему миру - оплачивается, на «заслуженный отдых» они уходят в 35-40 лет, а то и раньше, размер пенсий у них доходит до 60 тысяч рублей в месяц. Только у судей пенсии ещё выше...
Чиновники других бюджетных организаций в Камчатском крае тоже не бедствуют. У начальников регионального Управления Федерального казначейства ежемесячные заработки не очень большие – менее 200 тысяч рублей. Чтобы не умереть от голода, они иногда выписывали себе годовые премии по 8-10 миллионов.
Мы бы покривили душой, если бы сказали, что хорошо живут на Камчатке только чиновники и депутаты. Конечно, это не так. Специально для не чиновников созданы предприятия, контролируемые государством. Такие, например, как «Камчатскэнерго», которое производит и продает тепло и электричество. В регионе стоимость этих товаров одна из самых высоких в России. Однако энергетики уверяют, что собирают недостаточно денег, что население им недоплачивает, что у них не хватает средств на инвестиции, ремонт сетей и оборудования…
А вот на зарплаты им хватает. Получка генерального директора энергокомпании составляет порядка одного миллиона двухсот тысяч рублей в месяц (по другим данным, больше двух миллионов). Учитывая, что работа у энергетиков нервная и тяжелая, их, как и казначеев, периодически награждают премиями. У гендиректора премиальные могут достигать 14 миллионов рублей...
Богатые люди, безусловно, есть во многих странах мира. Они ездят на дорогих машинах, проживают в шикарных особняках. Как правило, это звёзды шоу-бизнеса, крупные предприниматели. Но у России -особенная стать. Вряд ли в каком-либо другом нормальном государстве в отсталом регионе чиновники и депутаты живут на широкую ногу, как на Камчатке. Здесь же они даже не пытаются скрывать свой достаток. Им некого бояться. Они принимают законы, распределяют бюджет, владеют заводами, газетами и пароходами. Если всех тех, кто кормится из госказны или около неё, собрать на центральной площади Петропавловска, обыкновенные жители города поразятся – какую орду им приходится содержать. А если по дороге выстроить в ряд автомобили, на которых ездят «бюджетники», картина станет еще более впечатляющей. Получится пиявка с огромной головой и длинным-длинным хвостом. Эта пиявка и присосалась к Камчатке. Богатейший природными ресурсами край в результате влачит жалкое существование. Разрыв между богатыми и бедными здесь чрезвычайно высок. Тысячи людей ни в чём себе не отказывают, а десятки тысяч еле сводят концы с концами, с трудом наскребают деньги на еду и коммунальные платежи, которые за годы правления «едросов» выросли в пять-семь раз и продолжают расти…