Фукусима негасима: вступление в ядерную реальность
Mon, 11 Apr 2011 17:30:20 | Автор: Елена Работина
Взрыв на АЭС «Фукусима-1» навсегда изменил экосистему Северной Пацифики. Только жители тихоокеанского региона этого пока ещё не осознали.
Официальные источники уверяют, что ничего страшного не произошло, и что всё будет по-прежнему. Однако, это не так. Японские власти утверждают, что сброс воды с реакторных бассейнов не создаёт опасности для здоровья, но… эксперты и экологи уже в открытую говорят о том, что, испаряясь, радиоактивная вода будет облучать лёгкие людей, а растворённые в морской воде радиоактивные изотопы могут сделать непригодными для употребления в пищу промысловые виды рыб. По словам научного сотрудника лаборатории подводных ландшафтов Тихоокеанского института географии ДВО РАН Бориса Преображенского, «…радиоактивные вещества абсорбируются на органических матрицах, в т.н. янтарных веществах, которые образуют что-то вроде плодородной плёнки на поверхности воды. Этим веществом питаются мелкие организмы, которые, в свою очередь, становятся пищей для более крупных обитателей океана. Нужно помнить, что при переходе от одной пищевой ступени на другую ступень, концентрация радиоактивных веществ повышается в десятки раз.» По его же прогнозам, первой от радиации может пострадать сельдь, за ней – лосось. Кстати, у берегов Фукусимы вообще находится высокопродуктивный океанический биотоп с большим разнообразием рыб. 7 апреля на пресс-конференции в Москве главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что из-за аварии на «Фукусиме-1» не исключён запрет на вылов рыбы на российском Дальнем Востоке. Тем более, что в японской рыбе уже зафиксирован повышенный уровень радиации… Не хотелось бы выступать в роли Кассандры, но, похоже, в дальневосточной рыбной отрасли скоро наступит коллапс.
То, что почти всё северное полушарие получило свою дозу, как минимум, радиоактивного цезия-137, известно из открытых источников. И то, что часть радиоактивной тучи так или иначе принесла радиоактивные изотопы в северную часть Тихого океана, вызвало беспокойство учёных Китая, Южной Кореи, США, западноевропейского сообщества. Поскольку радиоактивные осадки, выпадающие в открытом океане, будут поглощаться (и уже поглощаются), прежде всего, планктоном, который стоит в начале пищевой цепи, следовательно, существует вероятность, что рыба, поедая этот планктон, будет также нести радиоактивные элементы. Это не только лосось, но и сайра, треска, камбала…
Чем чревато для экосистем Дальнего Востока в целом и Камчатки, в частности, выпадение радиоактивных осадков над Тихим океаном и сброс в него тонн радиоактивной воды? Прежде всего, тем, что всё это «добро» попадёт в организмы тихоокеанских лососей, которые, как известно, приносят в речные экосистемы различные питательные элементы из океана. В этом сезоне они, вполне возможно, принесут с собой цезий, стронций и плутоний – всё то, что не долетело к нам с радиоактивной тучей. Как это повлияет на систему – предугадать сложно, потому что неизвестны масштабы выбросов, а локализовать аварию не удаётся уже месяц. Да, можно запретить коммерческий вылов лосося, но мы не можем запретить ему входить в реки, и мы не можем запретить животным поедать его, а речь идёт не только о наземных млекопитающих и птицах, но и о морских, чей пищевой цикл во многом зависит именно от лососей. Продукты распада будут попадать и в реки, и в почву, что будет медленно, но неуклонно менять экосистему, вызывая у живых организмов мутации на уровне ДНК. Это произойдёт не сегодня и даже не завтра, это будет растянутая по времени перестройка системы на белковом уровне.
А японцы тем временем начали сливать в океан (потому что больше некуда) радиоактивную воду. Причём речь идёт уже не только о йоде-131 и цезии-137. Речь идёт о том, что в океан попадает вода, которая контактировала с ураном и плутонием. 10 тысяч тонн – это не так уж много в масштабах мирового океана, однако, нет данных по уровню содержания в этой воде радионуклидов. Цифры приводятся разные, однако специалисты полагают, что суммарно в подвалах Фукусимы может находиться порядка 60 тысяч тонн высокорадиоактивной воды. По данным на 31 марта радиация в море возле аварийной АЭС «Фукусима-1» превысила норму в 4385 раз. Это не предел, ведь воду из реакторов начали сливать в море только через 5 дней – 5 апреля, когда пробы океанской воды вблизи 2-го реактора показали ПДК по йоду-131 в 7,5 миллионов раз. А по остальным изотопам данных замеров не озвучено до сих пор.
Радиационное загрязнение – самое опасное для живых существ. Радиация затрагивает все без исключения живые системы, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным уровнем. Ухудшение здоровья окружающей среды имеет следствием нарушения структуры и работы экосистем. Попадая в реки, озёра, моря и океаны, радиоактивные вещества поглощаются водными растениями и животными как непосредственно из воды, так и из предыдущего звена пищевой цепи: из водорослей радиоактивные вещества переходят в зоопланктон, для которого водоросли служили пищей, затем – в организмы моллюсков, ракообразных, рыб, морских млекопитающих и морских птиц. В их организмах начинается аккумуляция радиоактивных веществ. Некоторые радиоактивные вещества прочно связываются теми или иными тканями (например, стронций и плутоний имеют свойство накапливаться в костных тканях, цезий – в мягких тканях).
Одним из первичных эффектов облучения живой ткани является разрыв молекул белка и образование новых молекул, чуждых организму, которые являются продуктами тканевого распада. Они могут уничтожаться антителами, которые вырабатываются лейкоцитами. Но так бывает в случае облучения в малой дозе и короткое время. Если облучение продолжается и организм не успевает вырабатывать лейкоциты, наступает лейкоз – опухолевое системное поражение крови. Ещё к началу 60-х годов ХХ века выяснилось, что многочисленные облучения могут сказаться не сразу, а через несколько (иногда – несколько десятков) лет, среди отдалённых последствий ионизирующего облучений – возникновение злокачественных образований (рака), нарушения генетического кода (мутации), развитие иммунодепрессии и иммунодефицита, и это далеко не весь список… Перечень становящихся известными отдалённых последствий облучения постоянно растёт. А медики, как и атомщики, тоже говорят далеко не всё.
Шведский биолог Р. М. Зиверт ещё в 1950 году пришёл к заключению, что для действия радиации на живые организмы нет порогового уровня, то есть, любая, сколь угодно малая доза облучения вызывает какой-то эффект. Атомщики, которые с гордостью утверждают, что они бесследно для себя перенесли большие дозы облучения, говорят только часть правды. Вся же правда состоит в том, что многие другие их коллеги, получившие такие же дозы, и заболели, и погибли. Атомщики говорят, что в автомобильных катастрофах гибнет гораздо больше людей, чем от радиации. Они умалчивают, что действие радиации бесконечно опаснее гибели в любой катастрофе, поскольку ставит под угрозу бессчётное количество будущих поколений. В результате радиационного воздействия в организме происходят мутации, и когда их уровень достигнет критического, организм окажется в очень неприятной ситуации… Произойдёт нарушение генетической структуры популяции и, в перспективе, её гибель.
Особенно чувствительны к действию радиации развивающиеся зародыши животных и человека. Рыбы в Северной Пацифике в настоящий момент как раз растут (то есть, развиваются), икра тех же лососей представляет собой как раз зародыши… Известно, что 3 основных типа мутаций, возникающих при радиационном воздействии (генные, хромосомные и геномные) передаются через половые клетки в череде поколений. Даже один радиоактивный атом может стать причиной мутаций. Большой объём материала по влиянию малых доз радиации на живые организмы накоплен при исследованиях последствий Южно-Уральской и Чернобыльской катастроф: во всех изученных случаях обитающие на загрязнённых территориях животные и растения обнаруживают повышенный уровень мутационной изменчивости. Теперь этого можно ожидать и на Дальнем Востоке.
Для справки.
Период полураспада стронция-90 составляет 28 лет, цезия-134 – 2 года, цезия-137 – 29,7 лет, плутония-239 – 24 тысячи лет. Надо сказать, что о последствиях Чернобыля мы до сих пор не имеем точных данных, несмотря на то, что прошло уже 25 лет. И пока что не представляется возможным просчитать последствия для Фукусимы, потому что реальные данные по выбросам радиоактивных веществ тщательно скрываются якобы для нашего же блага.
Уже сейчас имеется официальная информация о том, что Агентство по охране и использованию животного мира Камчатского края приняло решение о проведении радиологического мониторинга диких перелётных птиц, поскольку многие их виды либо зимуют в префектуре Мияги (это соседняя с Фукусимой префектура), либо пути их миграций проходят над заражёнными радиацией территориями.
Поговаривают, что на АЭС «Онагава» тоже не всё в порядке…