> На главную страницу
> Написать письмо
> Рекламные статьи

 

Разделы
Выбор темы
Происшествия
Политика
Экономика
Туризм
Энергетика и ЖКХ
Рыба и экология
Общество
Связь и СМИ
Анонс
Аналитика
Дальневосточный Федеральный округ
Странная жизнь
Спорт


 

Вагоны от Столыпина

22.04.2012

Идея видного государственного деятеля дореволюционной России – премьер-министра Петра Столыпина состояла в поощрении переселения крестьян из европейской части России за Урал, в Сибирь и Забайкалье.

Переселенцы активно пользовались тем, что их багаж перевозился бесплатно, и брали с собой такие огромные тюки, что они не входили в обычные тамбурные двери. Проб­лема решалась за счет специальной дополнительной двери.

Первоначально для перевозки крестьян использовались обычные двухосные крытые товарные вагоны – теплушки. По существовавшим в то время нормам, в них разрешалось провозить не более 30 человек, включая и детей. Поскольку крестьянские семьи в то время были многодетными, в каждый вагон помещалось по 2-3 семьи с огромным количеством багажа, а некоторые умудрялись еще втиснуть туда и домашнюю живность.

Когда темпы переселения стали стремительно расти и существующие двухосные вагоны перестали отвечать условиям перевозок, то в 1908 году по заказу Главного управления железных дорог России был разработан новый тип специального двухосного пассажирского вагона с длиной кузова 12,5 метра, в котором можно было перевозить максимальное количество пассажиров и их багаж.

Вагоностроительными заводами была разработана единая конструкция так называемых вагонов 4-го класса, с лежачими полками только с одной стороны вагона. А с другой располагался широкий проход с багажными полками над окнами. Это позволяло размещать большое количество багажа и личных вещей переселенцев.

Полки для лежания были установлены в три яруса, имелись и специальные откидные дополнительные полки.

В результате такой планировки в двухосном вагоне можно было перевозить до 40 взрослых человек. При этом подвижной состав получился недорогим в производстве, и его можно было также использовать для перевозки воинских команд или трансформировать в санитарный вагон.

В вагоне было целых два санузла, в одном из которых вместо умывальника находилось небольшое корыто для стирки белья, а также кран-душ для купания грудных и малолетних детей. Отапливались вагоны двумя дровяными печами, освещались свечными фонарями, и в них даже была вытяжная вентиляция.

К каждому переселенческому поезду обязательно цеплялся санитарный вагон, в который при необходимости помещали инфекционных больных. В нем они следовали до ближайшей станции, где имелась больница. На всем маршруте движения поездов с переселенцами силами железнодорожников были организованы банно-помывочные пункты, а также медицинские лазареты. Переселенцы в пути обеспечивались двухразовым горячим питанием, а также молочной пищей для маленьких детей. Для этого в состав поезда включались специальные вагоны-кухни, получавшие продукты на специальных продовольственных пунктах железных дорог.

Впоследствии конструкция такого вагона была улучшена. С 1912 года раму удлинили на одно купе, доведя кузов до 13,6 метра. В результате в нем можно было перевозить уже 54 пассажира. Внешне вагоны переселенческого типа было легко узнать по характерной наружной отделке кузова досками, без применения металлической листовой обшивки, а также своеобразной конструкции окон.

Источник: http://zdr.gudok.ru